обновление 19.10.2024
О покаянии.
Господь наш Иисус Христос, пришедший призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13), еще в Своей земной жизни установил таинство прощения грехов. Блудницу, слезами покаяния омывшую Его ноги, Он отпустил со словами: “Прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя, иди с миром” (Лк. 7, 48, 50). Расслабленного, принесенного к Нему на постели, Он исцелил, сказав: “Прощаются тебе грехи твои… но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному, – встань, возьми постель твою и иди в дом твой” (Мф. 9, 2, 6). Власть эту Он передал апостолам, а они – священникам Церкви Христовой. Материал взят из брошюры на основе “генеральной исповеди” святителя Димитрия Ростовского ( по творениям святителя Игнатия Брянчанинова ) и дополнен автором сайта.
Инструкция
1. Пост – перед причастием 3 дня соблюдать пост, употреблять в пищу можно только растительные продукты (каши, овощи, орехи). Запрещено: мясо, рыбу, яйца, молоко и т.д. Отказ от супружеских отношений и развлечений.
2. Исповедь, если исповедь первая, то необходимо подготовить листок с грехами. Каждый грех примеряете на себе (были ли такие мысли или действия), если да, то выписываете на листок.
На листке будет три раздела:
1. Грехи против Бога и Церкви
2. Грехи в отношении к ближним
3. Грехи против себя.
В случае если какой-то грех Вы не найдете в описании, укажите кратко своими словами.
Скрывать грехи нельзя!
3. Молитвенное правило. Нужно вечером перед днем исповеди прочитать Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Канон молебный ко Пресвятой Богородице, Канон Ангелу Хранителю, Последование ко Святому Причащению.
Важно! Если Литургия с утра, то с 0 часов 00 минут в день исповеди и причастия нельзя ничего есть и пить до принятия таинства Причастия – это называется “Евхаристический пост”. Если Вы идете на литургию вечером, то “Евхаристический пост” следует соблюдать не менее 6 часов.
4. В храме на исповеди, когда подойдет Ваша очередь, говорите, что Вы в первый раз. Начинайте со слова “согрешил” и перечисляйте грехи с листка. Батюшка может сам забрать листок и прочитать.
5. После причастия читайте Благодарственные молитвы по Святом Причащении.
Список грехов для исповеди с описанием
Грехи против Бога и Церкви
* Особые смертные грехи – хула на Духа Святого
* Ругательства на Бога
* Непочтение Бога
* Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами стины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.
* Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкогреховной жизни в одной надежде на милосердие Божие
* Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
* Произношение имени Господа всуе. Против нее погрешают богохульники. Те, кто дают клятвы, или преступают их, или принуждают других давать клятвы. Кто каждый раз говорит: «Боже мой! Бог его знает!», – и другое подобное тому. Кто обещает Богу сделать какое-либо доброе дело, а потом не исполняет своих обещаний; лжепророки и те, кто просит у Бога недолжного, согласно своей воле. (Прп. Никодим Святогорец)
* Непослушание воле Божией (Непокорность Богу). Явное несогласие с волей Божией, выраженной в Его заповедях, Священном Писании, указаниях духовного отца, голосе совести, перетолковывании воли Божией на свой лад, в выгодном для себя смысле с целью самооправдания или осуждения ближнего, доставление собственной воли выше воли Христовой, ревность не по разуму в аскетических упражнениях и принуждение других следовать себе, неисполнение обещаний, данных Богу на предшествующих исповедях.
* Ропот на Бога. Этот грех есть следствие недоверия Богу, которое может привести к полной потере веры, богоотступничеству и богоборчеству. Противоположная этому греху добродетель – смирение перед Промыслом Божиим о себе.
* Неблагодарность Богу. Человек часто обращается к Богу в периоды испытаний, скорбей и болезней, прося смягчить или даже избавить от них, напротив же, в периоды внешнего благополучия забывает о Нем, не сознавая, что пользуется Его благим даром, не благодарит за него. Противоположная добродетель – постоянное благодарение Отца Небесного за ниспосылаемые Им испытания, утешения, духовные радости и земное счастье.
* Маловерие – недостаточно твёрдая убежденность в истинности учения Церкви о Боге как о Творце, Промыслителе, Спасителе и Судье мира, недостаточно твёрдое упование на Божественный Промысл; ненадлежащее следование Божьему закону, проявляющееся в послаблениях в отношении соблюдения религиозно-нравственных требований, уклонении от исполнения христианского долга; колебание в вере, сомнение относительно Божественных совершенств и возможностей.
* Пассивность (малая ревность, отсутствие старания) в познании христианской истины, учения Христа и Его Церкви. Отсутствие желания (при наличии такой возможности) читать Священное Писание, творения святых отцов, вдумываться и постигать сердцем догматы веры, уяснять смысл богослужения. Этот грех возникает на почве умственной лени или чрезмерной боязни впасть в какое-либо сомнение. В результате истины веры усваиваются поверхностно, бездумно, механически, и в конце концов у человека подрывается способность действенно-сознательного исполнения воли Божией в жизни.
* Суеверия. Суеверия – отдельное мнение о практических моментах духовной жизни, выходящее за рамки Священного Предания и церковной веры, часто коренящееся в языческих пережитках (магия, колдовство, гадание, приметы) и паразитирующее на церковном организме. Сюда относятся народные поверья, обряды и приметы, связанные с церковными праздниками и днями памяти определенных святых, использование священных церковных предметов и даже Святых Даров в кощунственно-магических целях. Суеверия – это сорняки на душевной ниве, заглушающие ростки духовности и истинной веры. Паразитируя на человеческой душе, они поглощают ее энергию, искривляют духовный путь, заслоняют истину Христову. Суеверия возникают вследствие незнания учения Церкви и слепого доверия ложным, нехристианским источникам и традициям.
* Обрядоверие. Буквальное соблюдение церковного Устава без его осмысления и глубокой веры; суеверное отношение к церковным обрядам как к главному средству спасения; вера в спасительность внешних обрядовых форм вне зависимости от глубины осмысления их содержания, знаний основ православной веры и духовно-нравственного преуспеяния. При этом любое отклонение от церковных норм (к ним могут приравниваться и чисто бытовые) расцениваются как ересь. Обрядоверие, достаточно распространенное в среде церковного народа, влечет за собой суеверие, законничество, гордость, разделение.
* Недоверие Богу. Этот грех выражается в отсутствии уверенности в том, что первоисточной причиной всех внешних и внутренних жизненных обстоятельств является Господь, желающий нам истинного блага. Недоверие Богу вызывается тем, что человек недостаточно вжился в евангельское Откровение, не ощутил его основного узла: добровольного страдания, распятия, смерти и воскресения Сына Божия. От недоверия Богу возникают такие грехи, как отсутствие постоянной благодарности Ему, уныние, отчаяние (особенно в болезнях, скорбях), малодушие в обстояниях, страх перед будущим, суетные попытки застраховаться от страданий и избежать испытаний, а в случае неудачи – скрытый или явный ропот на Бога и Его Промысл о себе. Противоположная добродетель – возложение своих надежд и упований на Бога, полное приятие Его Промысла о себе.
* Отсутствие страха Божия и благоговения перед Ним. Небрежная, рассеянная молитва, неблагоговейное поведение в храме, перед святыней, непочитание священного сана. Отсутствие памяти смертной в ожидании Последнего суда.
* Малая ревность (или полное отсутствие ее) к богообщению, духовной жизни. Если в вас нет любви к молитве как к способу богообщения, ко храму, к участию в таинствах, то это признак отсутствия ревности к богообщению. Применительно к молитве это проявляется в том, что она бывает только по принуждению, нерегулярная, невнимательная, расслабленная, с небрежным положением тела, механическая, ограниченная лишь заученными наизусть или вычитанными молитвословиями. Отсутствует постоянная память о Боге, любовь и благодарность к Нему как фон всей жизни. Возможные причины: сердечное нечувствие, пассивность ума, отсутствие должной подготовки к молитве, нежелание продумать и уяснить сердцем и умом смысл предстоящего молитвенного делания и содержания каждого прощения или славословия. Другая группа причин: привязанность ума, сердца и воли к земным вещам. По отношению к храмовому богослужению этот грех проявляется в редком, нерегулярном участии в общественном богослужении, в рассеянности или разговорах во время службы, хождении по храму, отвлечении других от молитвы своими просьбами или замечаниями, в опоздании к началу богослужения и уходе прежде отпуска и благословения. В целом этот грех сводится к нечувствию особенного присутствия Божия в храме во время общественного богослужения.
* Самооправдание, самодовольство. Удовлетворенность своим духовным/мирским устроением или состоянием.
* Отчаяние от зрелища своего духовного состояния и бессилия бороться с грехом. Вообще самооценка собственного духовного устроения и состояния; возложение на себя духовного суда в противоположность сказанному Господом Иисусом Христом: “Мне отмщение, Я воздам” (Рим. 12, 19).
* Отсутствие духовного трезвения, постоянного сердечного внимания, рассеянность, греховное забвение, неразумие.
* Духовная гордость, приписывание себе полученных от Бога даров, желание самостоятельного владения какими-либо духовными дарами и энергиями.
* Духовный блуд, влечение к чуждым Христу духам (оккультизм, восточная мистика, теософия). Истинная же духовная жизнь – это пребывание в Духе Святом.
* Легкомысленно-святотатственное отношение к Богу и Церкви: употребление имени Божия в шутках, легкомысленное упоминание о святынях, проклятия с упоминанием Его имени, произнесение имени Божия без благоговения.
* Духовный индивидуализм, склонность к обособлению в молитве (даже во время Божественной Литургии), забвение того, что мы – члены Соборной (Кафолической) Церкви, члены одного мистического Тела Христова, сочлены друг другу.
* Духовный эгоизм, духовное сластолюбие – молитва, участие в таинствах только ради получения духовных удовольствий, утешений и переживаний.
* Нетерпение в молитве и других духовных подвигах. Сюда относится невыполнение молитвенного правила, нарушение постов, трапеза не вовремя, преждевременный уход из храма без особо уважительной причины.
* Потребительское отношение к Богу и Церкви, когда отсутствует желание отдать что-либо Церкви, как-либо потрудиться для нее. Молитвенное испрашивание мирского успеха, почестей, удовлетворения эгоистических желаний и материальных благ.
* Духовная скаредность, отсутствие духовной щедрости, потребности донести до ближних полученную от Бога благодать словом утешения, сочувствия, служения людям.
* Отсутствие постоянной заботы о выполнении воли Божией в жизни. Этот грех проявляется, когда мы совершаем серьезные поступки, не испрашивая благословения Бога, не советуясь и не прося благословения у духовного отца.
* Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном, шопоголизм.
* Стыд за веру в Бога. Например, стыдно носить нательный крест и т.д.
* Вероотступничество
* Святотатство – оскорбление, осквернение святыни, язвительные насмешки, издевательство, неуважение к правилам жизни или обрядам христианства.
* Нарушение обетов данных Богу
*Богоборство
Грехи в отношении к ближним
Смертные грехи, которые вопиют небу об отмщении за них:
* Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
* Содомский грех – мужеложество, виды неестественного секса между мужчиной и женщиной, мужчиной и мужчиной, женщиной и женщиной и т.д.
* Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот. физическое и моральное притеснение.
* Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
* Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты(надежды), которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Грех относится не только к материальному, например, отнятие последней надежды на что-либо.
* Огорчение и обиды родителям, насилие против родителей.
* Непослушание родителей
* Насилие – физическое насилие любого характера (драка, потасовка, побои и т.д.) ;
*Настойчивость, упрямство
* Изнасилование – сексуальное насилие против воли человека.
* Сребролюбие – любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасения старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысел. Пристрастие или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой. Также и те, кто берет проценты.
* Лжесвидетельство на ближнего, а также и всякая ложь, клевета (оговор). Лжесвидетельство бывает двух родов: судебное, когда на кого в суде свидетельствуют, доносят или жалуются ложно, и ложное свидетельство кроме суда, когда на кого клевещут заочно или кого в лице порицают несправедливо.
* Гордость, превозношение над ближним, высокомерие, “демонская твердыня”.
* Осуждение. Склонность подмечать, запоминать и называть чужие недостатки, совершать явный или внутренний суд над ближним. Под действием не всегда заметного даже для самого себя осуждения ближнего в сердце формируется его искаженный образ. Этот образ служит затем внутренним оправданием нелюбви к этому человеку, пренебрежительно злого отношения к нему. В процессе покаяния этот ложный образ должен быть сокрушен и на основе любви воссоздан в сердце истинный образ каждого ближнего.
* Гнев, раздражительность, сварливость, сквернословие. Умею ли я сдерживать порывы гнева? Допускаю ли я бранные слова, проклятия в ссорах с ближними, в воспитании детей? Не сквернословлю ли я в обычном разговоре (чтобы быть “как все”)? Нет ли в моем поведении грубости, хамства, наглости, злой насмешливости, ненависти?
* Немилостивость, несострадательность. Откликаюсь ли я на просьбы о помощи? Готов ли к самопожертвованию, милостыне? Легко ли даю в долг вещи, деньги? Не попрекаю ли своих должников? Не требую ли грубо и настойчиво возвращения одолженного? Не хвастаюсь ли перед людьми своими жертвами, милостыней, помощью ближним, ожидая одобрения и земных воздаяний? Не был ли скуп, боясь не получить просимое обратно? Дела милосердия следует творить втайне, ибо мы совершаем их не ради человеческой славы, а ради любви к Богу и ближнему.
* Злопамятность, непрощение обид, мстительность. Излишняя требовательность к ближнему. Эти грехи противоречат и духу, и букве Евангелия Христова. Господь наш учит прощать ближнему грехи против нас до седмижды семидесяти раз. Не прощая других, мстя им за обиду, держа в памяти зло на другого, мы не можем надеяться на прощение собственных грехов Отцом Небесным.
* Самозамкнутость, отчужденность от других людей.
* Пренебрежение ближним, равнодушие. Особенно страшен этот грех по отношению к родителям: неблагодарность к ним, черствость. Если родители умерли, не забываем ли мы молитвенно поминать их?
* Тщеславие, честолюбие. Мы впадаем в этот грех, когда тщеславимся, выставляя напоказ свою одаренность, душевную и телесную, ум, образованность, и когда демонстрируем свою поверхностную духовность, показную церковность, мнимое благочестие. Как мы относимся к членам своей семьи, к людям, с которыми приходится часто встречаться или работать? Умеем ли мы терпеть их слабости? Часто ли раздражаемся? Бываем ли мы заносчивыми, обидчивыми, нетерпимыми к чужим недостаткам, к чужому мнению?
* Любоначалие, желание быть первым, повелевать. Любим ли мы, чтобы нам служили? Как относимся к зависящим от нас людям на работе и дома? Любим ли мы властвовать, настаивать на выполнении своей воли? Нет ли у нас склонности вмешиваться в чужие дела, в чужую личную жизнь с настойчивыми советами и указаниями? Не стремимся ли мы оставлять последнее слово за собой, лишь бы не согласиться с мнением другого, даже если он прав?
* Человекоугодие – это обратная сторона греха любоначалия. Мы впадаем в него, желая понравиться другому человеку, боясь опозориться перед ним. Из Человекоугодия мы часто не обличаем очевидного греха, соучаствуем во лжи. Не предавались ли мы лести, то есть притворному, преувеличенному восхищению человеком, стремясь заполучить его благорасположение? Не подлаживались ли мы к чужим мнениям, вкусам ради своей выгоды? Бывали ли лживы, нечестны, двуличны, недобросовестны в работе? Не предавали ли людей, спасая себя от неприятностей? Не возлагали ли свою вину на других? Хранили ли чужие тайны? Вдумываясь в свое прошлое, христианин, готовящийся к исповеди, должен припомнить все дурное, что он вольно или невольно совершил по отношению к ближним. Не был ли причиной горя, чужого несчастья? Не разрушал ли семью? Виноват ли в нарушении супружеской верности и не подталкивал ли другого к этому греху сводничеством? Не брал ли на себя греха убийства нерожденного ребенка, не содействовал ли этому? В этих грехах следует каяться только на личной исповеди. Не был ли склонен к непристойным шуткам, анекдотам, безнравственным намекам? Не оскорблял ли святыню любви человеческой цинизмом, надругательством?
* Нарушение мира. Умеем ли мы хранить мир в семье, в общении с соседями, сотрудниками по работе? Не позволяем ли себе злословия, осуждения, злых насмешек? Умеем ли обуздывать свой язык, не болтливы ли? Не проявляем ли праздного, греховного любопытства к жизни других людей? Бываем ли внимательны к нуждам и заботам людей? Не замыкаемся ли в себе, в своих якобы духовных проблемах, отвращаясь людей?
* Зависть,
* Проявления зла,
* Зложелание,
* Злорадство. Не завидовал ли чужому успеху, положению, устроению? Не желал ли тайно неудачи, провала, печального исхода чужим делам? Не радовался ли явно или тайно чужому несчастью, неудаче? Не подстрекал ли других на злые поступки, оставаясь внешне невинным? Не бывал ли излишне подозрителен, видя во всех лишь дурное? Не указывал ли одному человеку на порок (явный или мнимый) другого человека, чтобы поссорить их? Не злоупотреблял ли доверием ближнего, открывая другим его недостатки или грехи? Не распространял ли сплетни, порочащие жену перед мужем или мужа перед женой? Не вызывал ли своим поведением ревность одного из супругов и озлобление против другого?
* Противление злу против себя. Этот грех проявляется в явном противлении обидчику, в воздаянии злом за зло, когда наше сердце не хочет понести причиняемую ему боль.
* Неоказание помощи ближнему, обижаемому, гонимому. В этот грех мы впадаем, когда из трусости или ложно понятого смирения не вступаемся за обижаемого, не обличаем обидчика, не свидетельствуем истину, позволяем торжествовать злу и несправедливости. Как переносим мы несчастье ближнего, помним ли заповедь: “Тяготы друг друга носите”? Готовы ли всегда прийти на помощь, жертвуя своим покоем и благополучием? Не оставляем ли ближнего в беде?
* Предательство – в общем смысле нарушение верности кому либо, например, в браке влюбленность в другого человека (моральная измена), измена родине, нарушение присяги.
* Алчность, жадность, скупость.
* Жестокость, доводить до слез, обид, скорбей.
* Неблагодарность
* Издевки, насмешки, передразнивание
* Соблазнение
*Принуждение на клятву
*Укорение
Грехи против самого себя и прочие греховные наклонности, противоречащие духу Христову
* Попытка самоубийства
* Мысли о самоубийстве
* Эгоизм – предпочтение своих личных интересов общественным, интересам других людей, пренебрежение ими; себялюбие
* Помыслы получить чужое. Грех на основе заповеди: Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Греховные помыслы завладеть чужим приводят к еще большему развращению. Этот грех является родоначальником таких грехов как воровство, прелюбодеяние и т.д.
* Прелюбодеяние. греховное совокупление, связанное с супружеской изменой (неженатого с замужней; женатого с незамужней; женатого с замужней, но не являющихся супругами друг по отношению к другу).
* Нежелание иметь детей. Позиция жизни только для себя, своего удовольствия. Мысли о нежелании заводить потомство вообще.
* Блуд, Любодеяние – блудное разжжение(злоумышление) , блудные ощущения и положения души и сердца. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные. K блуду причисляются также проституция, гомосексуальные отношения, кровосмешение, рукоблудие (мастурбация, малакия). Этой страсти противостоят целомудрием – уклонением от всякого рода блудных дел. Целомудрие – это уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения сладострастных, скверных и двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, и еще более осязания. Отчуждение от телевизора и развратных фильмов, от развратных газет, книг и журналов. Скромность. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Начало целомудрия – ум, не колеблющийся от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.
* Печаль – огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за все случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.
* Уныние, отчаяние. Не предавался ли унынию, отчаянию? леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному? Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Празднословие. Шутки. Кощунства. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие.
* Недобросовестность. Понуждаем ли мы себя к служению ближним? Не грешим ли мы недобросовестным исполнением своих обязанностей в работе, воспитании детей; выполняем ли мы обещания, данные людям; не вводим ли мы в соблазны людей опозданием к месту встречи или в дом, где нас ждут, забывчивостью, необязательностью, легкомыслием Аккуратны ли мы в работе, в быту, в транспорте? Не разбрасываемся ли мы в работе: забывая закончить одно дело, переходим к другому? Укрепляем ли мы себя в намерении служить ближним?
* Телесные излишества. Не разрушал ли себя излишествами по плоти: многоядением, сладкоядением, чревоугодием, трапезой не вовремя? Не злоупотреблял ли склонностью к телесному покою и комфорту, многоспанием, залеживанием в постели после просыпания? Не предавался ли лени, неподвижности, вялости, расслабленности? Не пристрастен ли к определенному образу жизни так, что не желаешь изменить его ради ближнего? Не грешен ли пьянством, этим страшнейшим из современных пороков, разрушающим душу и тело, приносящим зло и страдание ближним? Как борешься с этим пороком? Помогаешь ли ближнему отступиться от него? Не соблазнял ли непьющего вином, не давал ли вина малолетним и больным? Не пристрастен ли к курению, также разрушающему здоровье? Курение отвлекает от духовной жизни, сигарета заменяет курящему молитву, вытесняет сознание грехов, разрушает душевное целомудрие, служит соблазном для окружающих, приносит вред их здоровью, особенно детям и подросткам. Не употреблял ли наркотики?
* Чувственные помыслы и соблазны. Боролись ли мы с чувственными помыслами? Избегали ли соблазнов плоти? Отвращались ли от соблазнительных зрелищ, разговоров, осязаний? Не согрешили ли невоздержанием душевных и телесных чувств, услаждением и медлением в нечистых помыслах, сладострастием, нескромным воззрением на лиц противоположного пола, самоосквернением? Не вспоминаем ли мы с услаждением прежние свои плотские грехи?
* Мироугодие. Не согрешаем ли угождением человеческим страстям, бездумно следуя принятому среди окружающих нас людей образу жизни и поведению, в том числе хотя и бытующим в церковной среде, но не проникнутым духом любви, притворно изображая благочестие, впадая в ханжество, фарисейство?
* Непослушание. Согрешаем ли непослушанием родителям, старшим в семье, начальникам на работе? Не исполняем советы духовного отца, уклоняемся от возложенной им на нас епитимии, этого духовного лекарства, исцеляющего душу? Подавляем в себе укоры совести, не исполняя закон любви?
* Праздность, расточительство, привязанность к вещам. Не тратим ли мы впустую свое время? Употребляем ли во благо дарованные нам Богом таланты? Не расточаем ли мы без пользы себе и другим деньги? Не грешим ли мы пристрастием к удобствам жизни, не привязаны ли к тленным материальным вещам, не накопляем ли излишне, “на черный день”, пищевые продукты, одежду, обувь, роскошную мебель, драгоценности, тем самым не доверяясь Богу и Его Промыслу, забывая, что завтра можем предстать пред Его судом?
* Стяжательство. В этот грех мы впадаем, когда излишне увлекаемся накопительством тленных богатств или ища человеческой славы в работе, в творчестве; когда отказываемся под предлогом занятости от молитвы и посещения храма даже в воскресные и праздничные дни, предаемся многозаботливости, суетности. Это приводит к пленению ума и окаменению сердца. Согрешаем мы словом, делом, помышлением, всеми пятью чувствами, ведением и неведением, волею и неволею, в разуме и неразумии, и нет возможности перечислить все грехи наши по множеству их. Но истинно каемся в них и просим благодатной помощи для воспоминания всех своих согрешений, забытых и потому нераскаянных. Обещаем впредь блюсти себя с помощью Божией, избегать греха и творить дела любви. Ты же, Господи, прости нас и разреши от всех грехов по милости Твоей и долготерпению, и благослови приобщиться Святых и Животворящих Тайн Твоих не в суд и во осуждение, но во исцеление души и тела. Аминь.
* Похоть. Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. При совершении греха, опьяненные удовольствием, мы не чувствуем этого. А когда произойдет и кончится, особенно когда погаснет удовольствие, горькое чувство овладевает сердцем. Иначе бывает у рождающих женщин. У них прежде родов большое напряжение и острые боли служат причиною страданий, а после родов – успокоение, так как новорожденное дитя вытесняет боль. А здесь не так: пока мы думаем и заняты порочными мыслями – веселы и радуемся; а когда родим злое дитя, грех, тогда, видя позор рожденного, мучаемся, тогда терзаемся более тяжко, чем рождающие женщины. Поэтому убеждаю не принимать, особенно вначале, испорченного пожелания; а если и приняли, нужно уничтожить семя внутри. А если будем нерадивы до этого, то совершенный грех нужно загладить посредством исповеди, слез и самообличения; ничто не бывает столь гибельно для греха, как сознание и осуждение. (Свт. Иоанн Златоуст)
* Чревоугодие, или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное с страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился на вся дни светло.
* Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.
* Страсть к курению. Вредная привычка к сигаретам.
* Страсть к спиртному. Вредная привычка к спиртному.
* Страсть к наркотикам. Наркомания.
* Страсть к азартным играм, игромания.
* Страх, боязливость, нерешительность. О страхе, как признаке несвободы, говорит апостол Павел, напоминая христианам: Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8, 15).
* Проклятия, желание смерти. Проклятие, произнесенное даже на своего кровного врага и обидчика, остается несправедливостью и жестокостью, так как его пагубное и разрушительное действие превосходит то зло, которое один человек может нанести другому. Поэтому святой апостол Павел не только заповедует христианам, но и умоляет их: благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12, 14). Проклятие — это молитва дьяволу о том, чтобы он отомстил за нас человеку, стал болезнью в теле его, взял себе в собственность его сердце и душу, чтобы Ангел-хранитель отошел от человека и Бог отвернулся от него. Если самая большая заповедь — это заповедь любви, то проклятие — самый большой грех против этой заповеди. Христос пришел на землю, чтобы снять со всего человечества древнее проклятие. Значит, тот, кто проклинает, противится самому Христу.
* Ложь. Обман, намеренное искажение правды, истины. По объяснению святых отцов, ложь может быть мыслью, словом или жизнью.
* Грубость, дерзостью. (Ефесянам 4:31)Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
* Ссоры, ненависть, бесчинство (безобразное поведение), вражда, мщение, гнев, ереси. (Галатам 5:20-21) Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
* Грезы, мечтания. МЕЧТАТЬ что, или о чем, играть воображением, предаваться игре мыслей, воображать, думать, представлять себе то, чего нет в настоящем; задумываться приятно, думать о несбыточном. Мечтать о себе, зазнаваться. -ся, воображаться, думаться. (Словарь В.И. Даля )
* Неуважением к старости
* Презрение нищего и бедного
* Для бедных нежелание давать даже копейку.
* Гнушаться бедностью – испытывать чувство брезгливой неприязни к бедным(бедности).
* Потворствам ко грехам – снисходительное отношение ко греха
* Совет(ы) на грех, склонение на греховное поведение, склонение ко грехопадению.
* Ревнивость – желание безраздельно распоряжаться всем временем и всеми силами, душевными и телесными, другого человека; мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви, преданности. “Существует естественная ревность, без которой невозможно преуспеяние в деле Божием. Эта ревность изменилась в противоестественную, и мы ревнуем друг против друга, завидуем друг другу и лжем друг на друга.” Преподобный авва Исаия (82, 173).
* Провокация – вид психологической манипуляции, осуществляемой в интересах провокатора с целью побуждения кого-либо к определённым действиям, влекущим для действующих лиц негативные последствия.
* Беспощадное осуждение и порицание других. (Ев. Мф 7:1) Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? 4 Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? 5 Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
* Ворожбе и гадания. Гадание на картах, бобах, кофейной гуще и т.п, заговоры от болезней, привораживание. * Невежество, Неведение, незнание собственной веры. “Не думайте, что неведение есть зло незначительное. Святые отцы называют неведение великим начальным злом, от которого зло рождается в полноте обилия”. cвятитель Игнатий (Брянчанинов)
* Прелесть (лесть) – обман, заблуждение, обольщение, восхищение.
* Саморазрушение – действия направленные на физическое или духовное самоуничтожение.
* Паника – сильное чувство страха, подавляющее логическое мышление. Может быть индивидуальная или проявляться в группах людей.
* Лень
* Стеснение себя, нелюбовь к себе – например, в умственном, физическом, моральном плане. Это прямое нарушение заповеди “Возлюби ближнего твоего, как самого себя” (от Марка 12:30–31). Нелюбовь к себе может перейти в нелюбовь к ближнему, ненависть ко всему и/или получить развитие в грехе саморазрушения.
* Скрывание грехов на исповеди.
* Самооправдание – частичное или полное оправдывание своих проступков при помощи соответствующих аргументов или за счёт перекладывания ответственности на других лиц. Каждый отвечает перед Богом за свои поступки, избежать ответственности нельзя.
* Самонадеянность, человеконадеяние – грех против первой заповеди, состоящий в том, что люди более надеются на свои способности и силы или на других людей, а не на милость и помощь Божию. Таким образом, человек, на которого надеемся до забвения Бога, становится для нас иным богом вместо Бога истинного. Пр. Иеремия говорит о сем грехе в следующих словах: проклят человек, который надеется на человека, и плоть делает своею опорою, и которою сердце удаляется от Господа (Иер.XVII:5)
* Равнодушие – состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему.
* Бессилие – моральная/физическая слабость.
* Нарциссизм, самолюбование – свойство характера, заключающееся в чрезмерной самовлюблённости и самооценке — грандиозности.
* Мысли о позоре – все к бесчестию нашему с нами случающееся, от людей или от демонов, праведным судом Божиим, по Его Домостроительству случается к смирению наших душ. Цель у Бога, правителя жизни нашей, та, чтобы мы были всегда смиренны, не мудрствовали более, чем нужно мудрствовать, но мудрствовали в целомудрии (Рим. 12:3) и не думали о себе много, но на Него взирали и Его блаженному смирению подражали, ибо Он кроток и смирен сердцем (Мф. 11:29), каковыми и нам желает быть Он, претерпевший за нас смерть неправедную и бесчестную ( преп. Никита Стифат).
*Саможаление, искание утешения, сочувствия людей